Нажав нужную кнопку, мы снова попадаем в System tweaks, но уже с возможностью изменять частоты (ползунки активизированы). Теперь самое время познакомиться еще с одной настройкой RivaTuner. В верхней правой части окна System tweaks есть выпадающий список. Если у вас видеокарта ATI или NVIDIA до GeForce 4 включительно, список можете не трогать. Если вы разгоняете GeForce FX или GeForce 6, в списке выберите пункт "performance 3D". Почему в одном случае мы оставили эту настройку без внимания, а в другом поменяли ее значение? Дело в том, что в GeForce FX и 6 присутствует разделение частот на частоты в 2D и 3D режимах, поэтому при использовании таких карт следует выбирать 3D, так как при увеличении 2D ("standart 2D" стоит в RivaTuner по умолчанию) никакой производительности в играх вы все равно не получите. В картах ATI и NVIDIA в версиях до GeForce 4 разделение частот на для 2D и 3D отсутствует, следовательно то, что будет установлено в выпадающем списке, совершенно не имеет значения. Также разделение частот отсутствует в карте ASUS V9950SE, поэтому прошивка BIOS от этой карты в вашу (если в ней разделение есть) иногда устраняет разделение частот, а иногда и увеличивает предел разгонного диапазона.
Начинаем колдовать. Для того, чтобы не спалить карту, следует двигаться шажками в 10 или даже в 5 MHz как при разгоне ядра, так и памяти. Узнав максимальные частоты памяти и ядра, на которых они способны полностью сохранять стабильность работы, пора объединить частоты обоих. Бывает так, что по разогнанными по отдельности память или ядро могут стабильно работать на одних частотах, а будучи разогнанными вместе - на чуть меньших (и для ядра, и для памяти). Разгоняя видеокарту, сохраняйте пропорции частот, стоявших изначально. Так лучше сделать по той причине, что при производстве карты пропорции частот выставлены с целью достижения максимальной стабильности и быстродействия, с учетом возможных температурных режимов ядра и памяти, одним словом - с умом. Сначала поднимаем частоту работы видепамяти до порога, когда она работает с наибольшей производительностью и в тоже время максимальной стабильностью. Стабильность проверяем сначала в самой RivaTuner (нажатием кнопки Test), а затем в 3DMark. Для проверки в 3DMark можно запустить тест №3 - "Troll's Lair". По достижении такого порога выставляем памяти умолчальные частоты.
Существует несколько версий этого тестового пакета. Каждая из них предоставляет возможность отдельной версии DirectX. Так, 3D Mark 2000 предназначена для тестирования производительности карты в DirectX 7, 3D Mark 2001 тестирует DirectX 8, а 2001 SE - DirectX 8.1, поэтому выбор версии сводиться к определению версии установленного у вас DirectX.
Затем повторите действия, проделанные над памятью, с видеоядром и далее протестируйте его теми же методами, что и память, но на этот раз 3DMark лучше выбрать тест №4 под названием "Mother Nature", так как в нем быстрее всего дают о себе знать артефакты, связанные с переразгоном ядра. Теперь совместите разогнанные частоты ядра и памяти и снова протестируйте видеокарту. Если вы заметили артефакты в виде вылезающих кое-где черточек, обратите внимание на ядро: либо понизьте частоты, либо усовершенствуйте охлаждение ядра. В случае появления на экране "снега" принимайте аналогичные меры по отношению к чипам памяти.
Если вы определились с соотношением "разгоннобезопасных" частот, предлагаю вам сохранить только что выставленные мегагерцы, чтобы после последующих перезагрузок операционной системы вам не пришлось каждый раз передвигать ползунки в нужные положения. Для того, чтобы сохранить положения ползунков, поставьте галочку "Apply overclocking at Windows startup"; в окне System tweaks.
Шить или не шить
Переперошить стандартный BIOS своей видеокарты на другой или лучше этого не делать? Решать только вам. Я лишь расскажу о том, какие плюсы и минусы может повлечь за собой перепрошивка.
BIOS (Basic Input/Output System) - это особое программное обеспечение (низкоуровневое) видеокарты, которое осуществляет управление над всеми ее элементами, и в которое зашиваются такие параметры, как частоты ядра и памяти, а также тайминги памяти. Про частоты я уже упоминал в этой статье, а вот о таймингах нет, поэтому слушайте и запоминайте, показываю один раз :)
Тайминги - это параметр, которым регулируются скоростным характеристики памяти, будь то оперативная память, или чипы памяти, установленные на видеокарте, или еще какая-то. Обозначают тайминги как четыре или иногда пять цифр, записанных в ряд и разделенных друг от друга черточками. Например, 2-2-2 или 2-2-2-2.
Под цифрами закодированы параметры CAS Latency, RAS to CAS Delay и RAS Precharge Time. В качестве четвертой цифры (во втором примере) выступает параметр DRAM Cycle Time Tras/Trc. Разберем, что означает каждый из них.
CAS Latency (CAS - строб выбора столбца) - время доступа к столбцам памяти. Это время измеряется в наносекундах;
RAS to CAS Delay (RAS - строб выбора строки) - задержка доступа (подачи сигнала) к строкам (RAS) по отношению к времени доступа к столбцам CAS. Параметр RAS to CAS Delay может принимать значения "2" и "3";
RAS Precharge Time (время формирования сигнала RAS) - параметр, позволяющий задать количество тактов системной шины, необходимых для того, чтобы был сформирован сигнал RAS. RAS Precharge Time может принимать значения "3" и "4".
DRAM Cycle Time Tras/Trc - быстродействие микросхемы памяти в целом.
При изменении таймингов следует помнить следующее: чем меньше значения цифр, тем быстрее работает память. Но сильно занижать их (значения) не следует, иначе не избежать нестабильной работы чипов памяти или даже потерь информации. Тайминги следует выставлять, изменяя по одному значению с минимальным шагом. При первых признаках переразгона нужно немедленно вернуть тайминги в последнее удачное (при котором работа памяти была стабильной) значение.
Так как тайминги редактируются в BIOS, для его редактирования существуют специальные утилиты.
Для карт ATI среди таких утилит можно выделить ATI Tray Tools. В этой программе можно проверить работоспособность таймингов прямо в среде Windows, не сохраняя их в BIOS видеокарты.
С NVIDIA дело обстоит хуже, так как для нее однотипных с "для ATI" утилит нет. Существуют утилиты, позволяющие изменять непосредственно BIOS, а затем прошивать им видеокарту, и только после этого предоставится возможность проверить новые тайминги. Из-за ограниченного ресурса перезаписи микросхемы BIOS (обычно 50-100 раз, а может и меньше, как повезет) на использование утилит, позволяющих опробовать тайминги только после перепрошивки видеокарты решаются не все.
Для повышения производительности видеокарты также можно прошить в свою карту БИОСом от другой видеокарты, но при перепрошивке стоит помнить следующее. Должны совпадать:
Объемы памяти вашей и "BIOS-донора" должны совпадать;
Производитель памяти также должен совпадать, например Samsung-Samsung либо Hynix-Hynix;
Также не стоит прошивать в вашу карту BIOS от карты, имеющую вредя доступа к памяти меньше, чем у вашей карты.
Из-за несоблюдения одного или нескольких правил, изложенных выше, прошиваемая видеокарта может потерять стабильность.
Для перепрошивки BIOS можно воспользоваться следующими утилитами:
Для NVIDIA - nvflash, а для ATI - ATI flashrom.
Чтобы не понапрасну не тратить ресурс микросхемы BIOS, лучше воспользоваться утилитой Rambios. Она дает возможность проверить совместимость прошиваемого BIOS с вашей видеокартой, не затрачивая драгоценные циклы перезаписи микросхемы. Для корректной проверки параметр Device ID прошиваемого БИОСа должен быть идентичным таковому на вашей видеокарте. Device ID можно изменить в редакторе RaBit, хотя полностью доверять ему (редактору) доверять все же не стоит. Не всегда он работает корректно.
Если в процессе перепрошивки вы убили свою видюху, придется искать где-нибудь аварийную загрузочную дискету и, загрузившись с нее, прошить в вашу видеокарту способный к работе BIOS. Также существует вариант использования "резервной" (всмысле что она лежит ящике вашего стола, пока вы не ненароком не убьете основную) PCI-видеокарты. В случае смерти "главной" видюхи вы вставляете ее PCI-аналог (но не вынимаете основную карту) и, загрузившись с нее, прошиваете "главную" видеокарту работоспособным BIOS.
Об Autodetect и VPU Recover
При разгоне почти всегда приходится сталкиваться с таким понятием, как автостоп. NVIDIA это понятие называет "Autodetect", а ATI именует "VPU Recover". Означает автостоп явление сброса частот на дефолтные (у ATI и NVIDIA) или даже ниже их (иногда у NVIDIA) при появлении ошибок или перегреве ядра и/или памяти. Чтобы снова появилась возможность поднимать частоты, приходится перезагрузиться. Автотормоз зашит в BIOS видеокарты, и пока еще никто не смог найти его месторасположении в коде BIOS. Но существует "спасительная" видеокарта - ASUS 5900SE, в BIOS которой автотормоз отсутствует как класс, поэтому можно попробовать прошить свою карту БИОСом от ASUS'овской, возможно вам повезет (везет не всем), и автотормоз исчезнет и в вашей видеокарте. Прошивать BIOS от ASUS имеет смысл только владельцам карт NVIDIA, так как обладатели карточек ATI имеют возможность просто отключить VPU Recover прямо в драйверах своей видеокарты.
Несколько слов об охлаждении
После разгона видеокарты проследите, насколько поднялась температура видеоядра и памяти. Если нужно, улучшите их охлаждение. Вообще, первое что нужно сделать - улучшить охлаждение в корпусе вообще. Так станет лучше не только видеокарте, но и всем остальным жителям вашего системного блока. Поставьте дополнительный корпусный вентилятор на задней стенке, а лучше еще один на передней. При неудовлетворительной циркуляции воздуха увеличивайте количество вентиляторов по своему усмотрению. Если этого мало, поставьте вентилятор на боковую стенку, перед видеокартой, чтобы тот обдувал все ее элементы. После принятия этих мер замените термопасту между видеоядром и радиатором, его охлаждающем. Обычно старая термопаста либо вообще не имела права таковой называться в силу своего непотребного качества, либо уже засохла от времени и не в состоянии обеспечить нормальных теплообмен. В случае сильного нагрева чипов памяти поставьте на них радиаторы. Если и этого не достаточно, замените кулер видокарты на более мощный. Кстати, подумайте, нет ли необходимости заменить блок питания на более мощный вследствие возросшего энергопотребления видеокарты.